Это депутаты района Аэропорт о капремонте. Становится кое-что понятно. Будем готовиться.
Вчерашняя комиссия по приемке работ по капремонту в доме на Академика Ильюшина прошла так, как она должна проходить, и завершилась за 20 минут!
Закончилась она тем, что представитель Фонда капитального ремонта составил акт о том, что на комиссию не представлена исполнительная документация, и все разошлись по домам.
Это первый случай за два месяца и примерно полтора десятка комиссий, и хочется объяснить, почему это такой уникальный случай.
Как обычно выглядит приемка работ по капремонту депутатом?
Стандартный сценарий таков.
Тебе на мобильный звонит человек и говорит примерно такое:
- Добрый день, я представитель подрядчика, мы делаем ремонт по такому-то адресу. Нам надо встретиться, чтобы вы подпись на акте поставили.
- А что, дорогой, - переспрашиваешь ты, - сдаем?
- Фасад / крышу /ГВС / канализацию...
- Отлично, - говоришь ты, хоть и не хочется расстраивать человека (он-то точно расстроится), - собираем комиссию и принимаем работы.
Далее, в зависимости от настойчивости собеседника, ты проводишь от 2 до 15 минут, объясняя, что принимать работы ты будешь только в составе комиссии.
Человек очень расстраивается, объясняет, что комиссия уже была, просто тебя еще тогда не назначили, все работы уже приняли, жильцы довольны, нужно только подписать акт, и тогда всем все будет хорошо.
Но ты непреклонен, яко титан, ибо за тобой люди.
Что, собственно, за этим небольшим спектаклем стоит, и почему это важно?
Потому что есть порядок приемки работ, согласно которому приемку осуществляет комиссия, на которой должны присутствовать определенные должностные лица. Причем есть такие, без которых комиссия может быть проведена, а есть такие, без которых - нет. Например, заказчик, подрядчик или депутат - без нас комиссии быть не может.
И если ты подписываешь акт кулуарно, даже если перед этим подрядчик поводил тебя по дому и показал, как все красиво сделано, ты как депутат лишаешься возможности сопоставить уведенное с тем, что строители должны были сделать и формально представить свои претензии. Ведь покажут тебе только то, что сделали, и не покажут того, чего не сделали. А поскольку ты не специалист, то не будет возможности спросить "Дорогой технадзор, а вот эта дырка в кровле, плохо замазанная - это нормально или не очень?". Конечно же тебе скажут, что все сделано хорошо. Ну и никто не оштрафует строителей за нарушения при проведении работ, никто не даст документов - мы ведь не комиссия, она же уже состоялась...
Хорошо, поехали дальше.
Через пару дней тебе по электронной почте приходит факсограмма (да, небольшой оксюморон), где тебя зовут на приемку работ уже официально.
Ты приходишь туда, весь такой в чистом, а тебе говорят - ну что, пошли на чердак/подвал/куда-то-еще, смотреть будем.
Что сделает неопытный депутат?
Сдвинет беретку на макушку и пойдет. Испачкается весь, замерзнет, еще пальто порвет...
Что сделает депутат опытный, прочитавший контракт между ФКР и строителями, а также положение о комиссии по приемке...?
Он сядет в бытовке и будет сидеть в тепле. По крайней мере, первый час. Потому что на этот час комиссия превратится в дурдом.
Первая карта, с которой ты зайдешь, будет звучать так: "Погодите с подвалом. Представитель заказчика, дорогой наш технадзор, вы будете вести протокол комиссии?"
После такого обычно ты видишь вытянутые лица и в 70% случаев слышишь от технадзора "нет".
- Хорошо, - говоришь ты, знавший, что так и будет, - тогда нет возражений, если я буду его вести?
Обычно соглашаются. Таким образом толкание взрослых людей в вагончике или стояние под снегом превращается в официальную комиссию.
Когда консенсус по этому достигнут, ты подбрасываешь следующую карту.
- Ну, давайте посмотрим, дорогие, оригинал ПСД (проектно-сметной документации).
Тут тебе достают комплект толстых книжек, от которых обычный человек теряется и начинает их робко перелистывать лист за листом.
На самом деле, достаточно пролистать лишь пару страниц, посмотреть внимательно и спросить:
- А где оригинал?
Далее вам обеспечены минут двадцать жаркой полемики, где вам будут рассказывать, что оригиналов тут быть не должно, более того, их вообще не существует, поскольку вся документация в электронном виде, и вообще, она не является необходимой на объекте, она точно не должна быть прошитой, ибо как же строители будут по ней работать, это же не удобно.
Причем этому трудно будет противостоять, поскольку главным, кто будет настаивать, что никакой документации быть не должно, будет ... заказчик работ.
Да, тот самый ФКР, фонд капитального ремонта, который заказывает работы, который контролирует их ход, который стоит на страже наших интересов. Вот именно он будет говорить - принимать работы можно вот по этим ксерокопиям, про которые никто не может гарантировать, что это и есть утвержденная проектная документация, и что в этих бумагах указано именно то, что должно быть сделано.
Концом этой полемики как правило является фраза в протоколе "на комиссию представлена копия ПСД". Ну, что такого? Мы фиксируем факт, ничего более. Пока - безоценочно.
Далее примерно такая же судьба ждет вас по каждой из ваших просьб, которые вы озвучиваете:
- покажите акт открытия работ (должен быть на объекте);
- покажите акты скрытых работ (тоже должны быть на объекте);
- покажите журналы общего производства работ, журнал приема населения, журнал общего ведения работ, журнал авторского надзора.
Особенно любят нам рассказывать - и генподрядчики, и Фонд капитального ремонта, - что на комиссии не может быть никак, чисто физически, никогда и нигде, представлена форма КС-2 («Акт о приемке выполненных работ») и КС-3 («Справка о стоимости выполненных работ и затрат»). Нам это говорят все, и мы еще не разу не видели оригинал этих форм (однажды видели черновик), несмотря на то, что положении о проведении комиссии прямо сказано, что они должны быть представлены на комиссию.
В чем смысл этих документов? В том, что КС-3, еще называемая "локальная смета", это отчет о фактических затратах на выполнение работ.
То есть в проекте указано "поменять 500 м2 кровли", а на деле было поменяно 280 просто потому, что такова реальная площадь крыши. Именно цифра в 280 будет фигурировать в КС-3, и исходя из этих фактически выполненных работ строителям заплатят денег.
Казалось бы, какая нам разница, сколько денег из какого-то виртуального фонда заплатят строителям?
Вообще-то, большая. Она в том, что именно эта сумма будет долгом собственников дома перед ФКР, который так беспроцентно кредитует собственников. Это долг списывается вашими ежемесячными платежами, то есть это непосредственно ваши, дорогие жители этого дома, деньги.
Про деньги мы еще напишем позже, а пока двигаемся дальше.
Итак, в нашем протоколе собираются факты.
Факт того, что нет ПСД. Факт того, что не заполнены журналы. Факт того, что нет актов скрытых работ. Факт того, что...
Каждый такой факт - штраф в 50 тыс. рублей с подрядчика за несоблюдение условий контракта с ФКР. Поэтому все крайне неохотно фиксируют эти нарушения и пытаются рассказать вам, что все так и должно быть.
Если мы хотите попасть в мир непуганных строителей, идите в приемку капремонта. Тут просто феерически широкое поле для пугания.
Во-первых, как правило, никто ни из технадзора (который должен проверять и контролировать все работы как с точки зрения качества, так и количества), ни подрядчики, не читали ни договор, ни положение о комиссии.
Во-вторых, и это будет звучать совершенно искренне, никто и никогда, ни разу прежде, не требовал на комиссии всего того, что называется "исполнительная документация" - это и ПСД, и акты, и все-все-все. Они действительно никогда не сталкивались с таким, и мы им верим.
В-третьих, никто никогда не штрафовал подрядчиков за нарушения. От слова "совсем". Похоже, строители даже не догадываются, что эти штрафы им грозят.
В-четвертых, что бы ни рассказывали коллеги из Школы ЖКХ на семинарах по капремонту, Фонд капремонта ни разу не является союзником жителей. При приемке работ на Планетной, 8, именно представитель ФКР вырвал и скомкал начатый протокол, а после заперся в бытовке с подрядчиком и объявил комиссию завершенной.
Вообще, конкретно Планетной, 8 как-то особо повезло. Кроме того, что они за две недели провели три комиссии и ни разу ничего не сдали, и даже не научились предоставлять документацию, подрядчики сделали все, чтобы не сдать дом. Представьте, подрядчик говорит на комиссии депутату - будешь меня снимать, я тебе ща в торец дам! Чем, интересно, должна закончиться эта комиссия?
И да, нам на Планетной 8 пытались сдать электрику, не соответствующую документации. По ПСД должно быть два общедомовых счетчика, а стоит один.
- Почему?
- Ну как? Как было раньше, так и сделали.
- А нагрузку, что предполагалась на второй счетчик (полицейское видеонаблюдение, что-то еще), откуда запитали? От первого! Второго же нет!
- А платить за этот расход будут жители?
- ...
- А изменения в проект оформлены?
- ...
И вот тут мы подходим к главному вопросу.
Нафига нам все это нужно? Чего мы тут ерундой этой занимаемся, с ветряными мельницами воюем? Другие-то вон, подписали акт да пошли домой...
Сложно ответить однозначно.
Во-первых, мы не любим, когда нас дурят. Нас ведь часто дурят - нам рассказывают, что мы не имеем права на то и на это, что эти документов нет и не должно быть, что все уже прошло, что наша подпись лишь формальность и ничего не значит.
Вот дурят ведь! А нам это не нравится.
Во-вторых, нас ведь люди выбирали. Они за нас голосовали, чтобы мы контролировали. Мы сами вызвались, люди нас поддержали, фактически, нам поручили, и что ж теперь? Нехорошо было бы филонить когда знаешь, где жухают.
В-третьих...
Почему, выбирая между российским и немецким, вы выберете последнее? Да потому что знаете, что там нормально проектируют и делают в четком соответствии с документацией. Как конструктор заповедал, так и сделали. Там ведь не могут сказать - "в доме тепло, вода течет, канализация смывает - значит мы капремонт сделали хорошо, значит, принимайте, зачем вам документация?"
Ну и риторический вопрос - мы хотим, чтобы наши дома стояли без необходимости ремонта столько же, как и немецкие? Я бы не отказался. Тогда надо следить, чтобы все было по порядку.
Скучная тема, правда? Не пошутить толком, ни развлечь. А что делать?
Думаю, после наших постов, через пять лет желающих стать мундепами не останется.
Но мы пока держимся. ))